Самые современные истребители на сегодняшний день относятся к пятому поколению и оборудованы последними технологиями, разработанными в начале XXI века. К этому классу относятся американские F-35 Lightning II и F-22 Raptor, китайский Chengdu J-20 и российский Су-57. В то же время, страны активно начинают переход к созданию истребителей шестого поколения. В последние месяцы Китай провел испытания прототипов J36 и J50, в то время как США выбрали компанию Boeing для разработки нового истребителя F-47, сообщает Live Science.
Как и в предыдущих поколениях, шестое поколение предполагает значительные улучшения в дизайне, бортовой электронике и вооружении самолетов. Однако есть один важный момент: новые истребители не будут существенно быстрее или маневреннее своих предшественников. Главное отличие будет заключаться в том, как они будут взаимодействовать и завоевывать превосходство в воздушном бою. Как и в случае с пятым поколением, невидимость (стелс) останется важнейшим аспектом, позволяя истребителям избегать обнаружения с помощью инфракрасных и радиолокационных датчиков до той степени, что противник не сможет отреагировать, даже если их заметит.
Технология стелс достигается благодаря специфической форме корпуса (например, ромбовидной) и специальным покрытиям, которые поглощают радиоволны. Фюзеляж, крылья, хвост и шасси остаются основой конструкции, и, согласно сообщениям, формы пятого поколения с ромбовидными очертаниями будут модифицироваться, но не исчезнут.
Общей чертой, которую, вероятно, мы увидим в новых моделях, станет снижение или полное исключение вертикальных хвостовых плоскостей в задней части самолета и их управляющих элементов. В современных самолетах вертикальные хвосты обеспечивают курсовую устойчивость и управление в полете, позволяя самолету сохранять курс и выполнять маневры. Однако истребители шестого поколения могут добиться этого управления, используя вектор тяги — способность изменять направление работы двигателей и, соответственно, направление тяги.
Функцию вертикальных хвостов частично могут заменить устройства, известные как гидроприводы, которые будут создавать силы, направляя воздух под высоким давлением на различные части крыла, что улучшит малозаметность истребителя.
Новые истребители также, вероятно, будут использовать радиопоглощающие материалы с улучшенными характеристиками. В шестом поколении ожидается применение адаптивных циклических двигателей с трёхпоточной схемой; современные двигатели имеют два потока воздуха — через сердцевину и в обход, третий поток добавляет дополнительные возможности.
США и Китай, вероятно, разработают по два различных типа истребителей: один с увеличенным корпусом для Тихоокеанского региона, где важны дальность и грузоподъемность, и другой с меньшими размерами для европейских условий, где критически важны маневренность и компактность.
В кабине пилота появится система сбора и анализа данных из разных источников: других самолетов, наземных радаров, спутников. Это улучшит понимание ситуации и даст возможность подавлять вражеские сенсоры. Ключевым элементом станут ударные беспилотные летательные аппараты (UCAVs), которые будут управляться с основного истребителя и выполнять разнообразные задачи — от сопровождения до атакующих миссий. В этом контексте будут как дорогостоящие "напарники", так и недорогие ударные дроны. Все это будет координироваться с помощью цифровой кабины нового поколения, использующей технологии виртуальной реальности, в которой пилот станет скорее "боевым менеджером".
Искусственный интеллект (ИИ) предоставит дронам возможность действовать автономно: пилот сможет давать команды, такие как "атака цели в указанном секторе", а система выполнит эту задачу самостоятельно.
Также ожидаются новые системы вооружений: США, помимо F-47, работают над F/A-XX — отдельным истребителем. Великобритания, Италия и Япония участвуют в совместном проекте GCAP (Global Combat Air Program), который заменит Eurofighter Typhoon и Mitsubishi F-2. Германия, Франция и Испания совместно разрабатывают проект FCAS (Future Combat Air System) — преемник Typhoon и Rafale.
Тем не менее, основным вопросом остается, сколько времени потребуется для перехода на шестое поколение, поскольку процесс перехода на пятое поколение занял более 10 лет. Ожидается, что новые истребители смогут служить около 30 лет, но характер военных конфликтов стремительно меняется, и неясно, насколько актуальными останутся нынешние требования к проектированию.
Ранее УНИАН сообщал, что Пакистан продемонстрировал истребители с ракетами "воздух-воздух" большой дальности. Модель JF-17 оснастили новыми китайскими ракетами PL-15 (или PL-15E), дальность которых может достигать 200-300 км. Также Китай запустил истребитель пятого поколения с борта нового авианосца "Фуцзянь", и испытания, если они подтвердятся, могут стать поворотным моментом в развитии морской авиации КНР. J-35 предоставляет Китаю принципиально новые возможности, так как в отличие от J-15 он обладает малозаметными характеристиками.
