В 1954 году египетский археолог Камаль эль-Маллах сделал сенсационное открытие во время раскопок на южной стороне Великой пирамиды в Гизе. Как сообщает IFLScience, внутри двух огромных ям, вырезанных в скале и запечатанных известняковыми блоками, были найдены два в величественных корабля, которые напоминают мифические «солнечные баржи». Считалось, что именно на таких судах бог солнца Ра отправлялся в свое ежедневное путешествие по небесам.
Эти судна, известные как лодки Хуфу, были похоронены в честь фараона, воздвигнувшего знаменитую пирамиду. Однако египтологи до сих пор не могут точно определить их назначение. Согласно самой распространенной теории, лодки никогда не предназначались для использования при жизни и были захоронены с целью помочь Хуфу совершить свое солнечное путешествие в момент, когда он превратится в Ра после смерти.
Некоторые ученые предполагают, что «солнечные корабли» могли на самом деле плавать по Нилу многие тысячи лет назад, либо как погребальные судна для Хуфу, либо как часть флота, который фараон использовал для паломничества во время своей жизни.
«Все, что нам известно, это то, что огромные лодки длиной около 43 метров были выдающимися образцами древнего кораблестроения. По результатам нового анализа выяснили, что они были построены из ливанского кедра, который был выбран благодаря своим превосходным механическим свойствам, высокой прочности и водоотталкивающим качествам», — говорится в исследовании.
Удивительно, что при первом обнаружении лодки были разобраны, а их детали аккуратно уложены внутри подземных ям. Для извлечения всех 1224 частей первой лодки потребовалось больше полутора лет, прежде чем ее удалось восстановить и выставить в Музее солнечных лодок в Гизе, а затем в 2021 году перевезти в Большой египетский музей. Вторая лодка оказалась более сложной в извлечении и оставалась запечатанной до 2009 года.
Сейчас, когда обе солнечные лодки восстановлены, исследователи получили невероятное количество новых данных о мастерстве древнеегипетских строителей. Например, лодки Хуфу были собраны без единого гвоздя — огромные доски корпуса были тщательно обработаны так, чтобы точно соединяться, как части пазла, с использованием сети найтов для сшивания различных компонентов и обеспечения герметичности.
«Учитывая, что Хуфу правил с 2589 по 2566 год до н. э., изящество, с которым были созданы эти суда, кажется еще более впечатляющим. Используя только медные и кремневые инструменты, рабочие, строившие баржи, добились таких результатов, которыми могли бы гордиться современные корабельщики», — отмечается в исследовании.
Важно подчеркнуть, что заново собранные солнечные корабли, возрастом около 4500 лет, являются старейшими известными неповрежденными судами в мире, и хотя никто не собирается их испытывать, предполагается, что они могли бы плавать и сегодня, если бы их спустили на воду. Однако вопрос о том, были ли они когда-либо предназначены для плавания по водоемам Египта, остается открытым.
Кроме того, в Египте археологи нашли огромную гробницу неизвестного фараона, возраст которой составляет около 3600 лет. Это открытие было сделано египетскими и американскими учеными в Абидосе, одном из самых древних городов древнего Египта. Погребальная камера имеет украшенный вход, множество комнат и высокие своды из глиняного кирпича. Эта гробница значительно превышает по размерам найденную в Абидосе более десяти лет назад, которую тогда считали первым материальным доказательством существования «исчезнувшей» династии правителей.
