Согласно последним исследованиям, значительное течение Атлантического океана, которое оказывает влияние на климат всей планеты, ослабевает значительно быстрее, чем предполагалось ранее. Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOC), включающая в себя Гольфстрим, играет ключевую роль в стабилизации климата как в Северном полушарии, так и за его пределами, сообщает Live Science.
Новейшая климатическая модель, учитывающая влияние тающей пресной воды из ледников Гренландии, показывает, что при действующих темпах выбросов углекислого газа это течение может ослабнуть на одну треть в течение следующих 15 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.
AMOC функционирует как большой конвейер, транспортируя питательные вещества, кислород и тепло с тропических вод на север и перемещая холодную воду на юг. Этот балансирующий процесс поддерживает температуру по обе стороны Атлантики на 5 градусов Цельсия выше, чем могла бы быть в ином случае.
Все больше научных работ подтверждают, что изменение климата вызывает замедление AMOC, и наихудшие сценарии предсказывают возможность его полного остановки. "Если течение прекратит свое существование, это вызовет глобальный хаос, приведет к резкому снижению температур в Европе, увеличению количества тропических штормов и другим непредсказуемым эффектам, которые могут воздействовать на экосистемы тропических лесов Амазонки и других регионах," — отмечается в исследовании.
Хотя многие климатические модели предполагают умеренное замедление AMOC до 2100 года, Межправительственная группа экспертов по изменению климата оценивает вероятность того, что система достигнет точки невозврата в этом столетии, менее чем 10%. Однако другие модели указывают на возможность скорого завершения течения, что вызывает споры среди ученых. Некоторые исследователи полагают, что риски ослабления AMOC были недооценены и нуждаются в срочных мерах.
AMOC работает как огромный "двигатель", перекачивающий более теплые и соленые воды с юга на север. По мере продвижения на север соленая вода охлаждается и становится плотнее, что приводит к ее опусканию на глубину. Во время этого процесса конвейер выделяет тепло в атмосферу, прежде чем вернуть воду обратно на юг. При этом приток легкой пресной воды от тающих ледников вытесняет часть соленой океанской воды, что уменьшает глубину ее погружения и замедляет AMOC. Ранее это таяние не учитывалось в климатических моделях. Лори Менвиль, палеоклиматолог из Университета Нового Южного Уэльса, объяснила: "Научное сообщество до сих пор остается разрозненным в этом вопросе. Получить точные оценки для дополнительных объемов талой воды и льда очень сложно. Также преобладало мнение, что эти потоки слишком малы, чтобы оказать значительное влияние на систему."
Чтобы проанализировать данный пробел, Менвиль и ее коллега Габриэль Понтес разработали новую модель, которая учитывает ожидаемые сбросы талой воды. Их модель предполагает, что AMOC замедляется со скоростью 0,46 свердрупа (где свердруп равен 1 миллиону кубических метров воды в секунду) каждые десять лет с 1950 года, и в случае, если температура на планете превысит 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальными значениями, циркуляция может ослабнуть на 33% к 2040 году.
"Это исследование важно, так как оно подтверждает предположения, которые ранее высказывались, но еще не были очевидно представлены. Результаты показывают, что стоит ожидать более стремительного снижения AMOC, чем прогнозировала МГЭИК," — отметил Стефан Рамсторф, океанограф из Потсдамского института исследований климатических воздействий в Германии.
Согласно данным сервисов изменения климата Евросоюза Copernicus, 2024 год может стать самым жарким годом с начала метеорологических наблюдений. Это может привести к снижению температурной аномалии до почти нулевого значения. С начала этого года зафиксированы аномально высокие средние глобальные температуры, и, как предполагают ученые, 2024-й станет первым годом, когда температура на планете окажется более чем на 1,5°C выше, чем в доиндустриальный период с 1850 по 1900 годы, когда началось активное сжигание ископаемого топлива.
