В 2025 году российские авиастроители сумели выпустить только один из запланированных 15 коммерческих самолетов. Ограничительные меры оказали негативное влияние на производство, а высокие процентные ставки препятствуют вложениям. Издание Reuters сообщает, что, обладая парком из более чем 700 самолетов, большинство из которых — продукция Airbus и Boeing, российские авиакомпании вынуждены искать сложные и непрямые пути для импорта жизненно необходимых компонент.
"У нас нет системы поставок компонентов, технологий, производственных мощностей и инженерных кадров. Создать все это с нуля займет годы, а возможно, и десятилетия," — сообщил источник издания.
С учетом географических особенностей России как самой большой страны мира, она нуждается в коммерческих самолетах для организации внутренних пассажирских и грузовых перевозок, охватывающих 11 часовых поясов. В то же время поступает все больше отчетов о происшествиях с российскими самолетами и кибератаках на авиаперевозчиков.
Проблемы авиационной отрасли являются частью более общего снижения в промышленном секторе. Данные индекса деловой активности показывают, что в июле объем производства в России сократился наиболее быстрыми темпами с марта 2022 года, и темпы роста в промышленности продолжают замедляться.
По словам чиновников и представителей бизнеса, высокие процентные ставки стали одной из причин сокращения автомобилисткого производства, банкротств в угольной сфере, замедления роста экспорта металлопродукции и нефтепродуктов, а также срыва плана по строительству новых самолетов.
Несмотря на усилия по локализации производства, Россия продолжает зависеть от иностранных поставщиков. Данные таможенной службы показывают, что в 2024 году через посредников из Турции, Китая, Кыргызстана и ОАЭ было импортировано деталей на сумму не менее 300 000 долларов. Среди них оказались компоненты от французской компании Safran, американской Honeywell и британской Rolls-Royce.
Кроме того, Москва вынуждена обращаться к авиакомпаниям из Центральной Азии, таким как Казахстан и Узбекистан, для обслуживания внутренних авиамаршрутов.
С учетом падения цен на нефть и рекордных затрат на войну, российский фонд национального благосостояния может исчерпать свои ресурсы уже в 2026 году. На этом фоне президент Владимир Путин упомянул о планах по сокращению военных расходов в следующем году. По его словам, это сокращение продлится три года.
Согласно данным министерства финансов РФ, дефицит бюджета за первое полугодие составил 3,7 триллиона рублей, что в шесть раз больше, чем за аналогичный период 2024 года.
