На Иркутском авиационном заводе был собран первый пассажирский самолет МС-21, полностью состоящий из отечественных компонентов. Об этом сообщают некоторые российские источники. В настоящее время проводятся приемо-сдаточные испытания, после чего самолет будет направлен на летно-испытательную станцию для завершения заводских испытаний.
Этот самолет с заводским номером 0013 завершает серию опытных образцов МС-21. На нем установлены российские аналоги ключевых систем, включая комплексную систему управления, отвечающую за все механизмы рулевого управления.
Также была обновлена система энергоснабжения, шасси и датчики уровня топлива заменены на импортозамещенные аналоги, что касается и многих других систем. Иностранные двигатели были заменены на российские ПД-14. Кроме того, этот самолет стал первым в серии с интерьерами, разработанными в России.
Проект МС-21 стал долгосрочным. Первоначально планировалось запустить серийное производство в 2016 году, однако сроки многократно сдвигались. В этом году российские СМИ сообщали о намерениях начать серийное производство с 2026 года, но гарантии успешного завершения этих планов пока нет.
За последние годы стоимость МС-21 значительно возросла. Теперь ее оценивают в 7,6 миллиардов рублей, тогда как летом 2023 года цена находилась в диапазоне 4,3-4,6 миллиарда. Увеличилась цена и у турбовинтового самолета Ил-114-300, а также нового "кукурузника" ЛМС-901 "Байкал", судьба которого пока остается неясной.
В целом, российская гражданская авиация сталкивается с серьезными проблемами с момента начала конфликта в Украине. В настоящее время объем производства авиалайнеров в России крайне мал.
