Генеральный директор Ryanair, Майкл О'Лири, заявил о возможном сокращении еще 1 миллиона мест на рейсах в Испанию летом 2026 года. Это связано с ухудшением отношений между авиакомпанией и государственным оператором аэропортов Aena из-за роста пассажирских сборов. "Я должен посетить Мадрид через две недели и, вероятно, объявлю о добавлении еще 1 миллиона мест на следующее лето. Если тарифы в регионах Испании окажутся слишком высокими, мы будем рассматривать альтернативные направления. Нам выгоднее летать в такие места, как Пальма-де-Майорка, чем в Херес. Если испанское правительство не сможет убедить Aena уменьшить тарифы, то мы вообще не хотим работать с ними", – отметил он в интервью Financial Times.
Издание также упоминает, что Ryanair уже сократила до 2 миллионов мест на предстоящую зиму из-за отказа платить увеличенные на 6,5% сборы от Aena. На прошлой неделе авиакомпания подтвердила, что не будет осуществлять зимние рейсы в аэропорты таких испанских городов, как Сантьяго-де-Компостела, Виго, Вальядолид, Херес и Тенерифе.
Aena, объявившая о повышении тарифов на 0,68 евро за каждого пассажира, обвинила Ryanair в "вымогательстве" и недобросовестности. При этом нет признаков, что испанское правительство, состоящее из левых партий, станет на сторону Ryanair. Председатель правления Aena, Маурисио Лусена, является бывшим политиком правящей Социалистической партии, а министр транспорта Испании, Оскар Пуэнте, на прошлой неделе выразил поддержку Aena, обвинив Ryanair в "шантажировании".
В настоящее время Ryanair перевозит больше пассажиров в Испанию и из Испании, чем любая другая авиакомпания, включая главного национального перевозчика Iberia. О'Лири отметил, что Aena использует монопольный подход к ценообразованию: "Это просто абсурдно, что в стране с размерами Испании есть один крупный оператор-монополист".
К тому же он добавил, что недавний скандал вызвал широкий общественный резонанс и способствовал увеличению бронирований Ryanair, которые "выросли на 8% за неделю". Из 1 миллиона мест, отмененных в региональных аэропортах, "порядка полумиллиона уже перенаправлены в Малагу и Пальму, остальные – на региональные направления в Италии".
Испания занимает второе место по значимости для Ryanair после Италии, на долю которой приходится 18% общей выручки авиакомпании за финансовый год, завершившийся 31 марта. Конфликт между Ryanair и Aena начался несколько лет назад, но был отложен во время пандемии COVID-19, когда Aena приостановила повышение тарифов. Однако с начала 2025 года, когда пошло новое повышение, лоукостер ужесточил свою полетную программу в Испанию, что затронуло как летнее расписание текущего года, так и зимнее 2025-2026 годов.
Следует отметить, что Ryanair не является единственной бюджетной авиакомпанией Европы, отменяющей рейсы из-за высоких сборов в аэропортах. На днях стало известно, что другой популярный лоукостер, Wizz Air, также прекращает рейсы из аэропорта Вены по той же причине.