Город Теотиуакан безусловно можно назвать мегаполисом древней Америки. Во времена его величия там проживало до 125 тыс. человек, а спустя века ацтеки с удивлением наблюдали за остатками огромных пирамид.
Археологам удалось раскрыть много тайн Теотиуакана, но они были сильно удивлены иероглифами, найденными на его фресках и керамических изделиях. Эти символы долго оставались загадкой для учёных, и казалось, что они никогда не образуют полноценную систему, сообщает The New York Times.
"Всегда было ощущение, что "ну, это, похоже, наилучшее объяснение", но предложенные варианты интерпретации всегда имели определённые недостатки", — отметил археолог из Копенгагенского университета Кристоф Хельмке.
Поэтому он совместно с лингвистом Магнусом Фарао Хансеном из того же университета предложили новый подход к этой загадке. Вместо того, чтобы применять язык яцтеков науатль, они обратились к более древнему языку.
"Вот тут-то и представляется наша идея: у нас есть реконструкция языка, современника письменности", — сказал Хельмке.
Таким образом, Хансен начал процесс реконструкции древнего юто-ацтекского языка, основываясь на его потомках, таких как науатль, кора и уичоль, он прослеживал родословное дерево слов, охватывающее значительные временные промежутки.
Это не первый случай использования реконструированного языка для дешифровки текста, но никто прежде не пробовал это делать с этим языком или этой письменностью, отметил он.
"И мы обнаружили несколько совпадений — это самое важное", — добавил Хельмке.
Исследователи предложили интерпретации нескольких символов, и, по словам Хельмке, у них есть ещё 18 прочтений, которые им "очень нравятся".
Учёные, однако, подчеркнули, что известно всего около 300 текстов из Теотиуакана — ничтожная цифра по сравнению с тысячами задокументированных текстов ацтеков или майя, которые помогли учёным изучить эти системы письма.
Издание сообщило, что хотя археологи, не задействованные в этом исследовании, были вдохновлены новым методом, он также возродил старые споры и вызвал сложные вопросы у специалистов.
"Каждая работа, связанная с письменностью Теотиуакана, — это значительный шаг вперед, так как каждая привлекает новое поколение лингвистов, которые привносят свои идеи. Основной проблемой всегда оставался ограниченный объем иероглифов Теотиуакана; до сих пор сохранилось слишком мало примеров каждого иероглифа", — отметила Джойс Маркус, археолог из Мичиганского университета.
В некоторых случаях скептицизм был очень сильным. "Их выводы о письменности и языке Теотиуакана далеки от убедительных", — сказал Лайл, добавив, что иероглифы Теотиуакана "представляют серьезные проблемы", включая трудности в интерпретации того, что они изображают, "спекуляции относительно формы и значения знаков" и их редкость.
Дэвид Стюарт, археолог из Техасского университета в Остине, добавил, что сложность задачи усугубляется тем, что Теотиуакан был космополитическим городом, где жили люди со всей Мезоамерики, говорившие на своих языках.
Город был основан примерно в I веке до н. э. и достиг своего расцвета около 500 года н. э., привлекая людей со всей Мезоамерики. Однако к 750 году н. э. он был значительно заброшен, задолго до прихода ацтеков и начала их правления в этом регионе.
Недавно новое исследование переосмыслило происхождение Келлской книги. В частности, ученые поставили под сомнение устоявшиеся представления об одной из самых известных средневековых рукописей в мире, созданной 1200 лет назад, но не на острове Айона, утверждая ее пиктское происхождение в восточной Шотландии.
