Так называемые «военные туристы» становятся все более распространенным явлением в Украине, жаждущие узнать о разрушениях, вызванных российской агрессией. Однако экскурсии в зоны военных действий, такие как Ирпень или Харьков, которые иногда называют «черным туризмом», поднимают немало этических вопросов. Как сообщает швейцарское издание Sarganserländer, около десятка украинских компаний предлагают «военные туры» в страну. Основное внимание уделяется Киеву и его окрестностям, а цена варьируется от 150 до 250 евро.
По словам одного из сооснователей туристической компании Дмитрия Никифорова, часть заработанных средств идет на поддержку армии. Его коллега Светозар Моисеев из другой компании подчеркивает, что эти туры «не о деньгах, а о воспоминаниях о войне», обладая, прежде всего, образовательной ценностью: «Они как вакцина, предотвращающая повторение подобных событий».
Некоторые агенства даже предлагают путешественникам экскурсии непосредственно в район боевых действий за суммы в тысячи евро. Например, американец Ник Тан в июле 2024 года посетил Харьков, расположенный всего в 20 километрах от линии фронта и постоянно подвергающийся бомбардировкам. «Я просто хотел это увидеть, ведь наша жизнь на Западе слишком комфортна и легка», — рассказывает 34-летний адреналиновый искатель, работающий в нью-йоркской технологической компании. — «Выпрыгивания из самолетов и вечеринки уже не для меня. Так что же может быть лучше? Поездка в зону боевых действий».
Авторы статьи замечают, что подобное отношение вызывает недоумение у жителей Ирпеня, которые продолжают жить в условиях постоянной угрозы. «Недавно дрон "Шахед" упал в 300 метрах от моего дома. У меня не было желания испытывать что-то подобное. Но если людям это нужно, это их право», — комментирует 52-летний Руслан Савчук.
Депутат местного совета Ирпеня Михаилина Скорик-Шкаривская указывает, что большинство жителей относятся к «черному туризму» с пониманием, хотя некоторые выступают против. «Почему вы сюда приезжаете? Зачем хотите увидеть наши страдания?» — задаются вопросом некоторые украинцы.
Глава Национального агентства по развитию туризма Марьяна Олеськив поднимает этические вопросы военного туризма и сообщает, что агентство готовит специальные курсы повышения квалификации для гидов. Несмотря на то, что с начала войны потоки туристов в Украину существенно сократились и сейчас представлены в основном деловыми людьми, украинская туристическая отрасль уже готовится к послевоенному времени, заключая контракты с такими сервисами, как Airbnb и TripAdvisor. «Война привлекла внимание к Украине, теперь нашу страну знают все», — отмечает Олеськив.
Как ранее сообщал УНИАН, Гостуризм расширил список туристических attractions Украины, увеличив его до 170.
