Масштабная коррупция в Украине создает серьезные препятствия для предоставления Киеву кредита объемом 140 миллиардов евро, связанного с российскими активами. При этом, согласно информации из источника, собственные финансовые ресурсы страны могут принести лишь до апреля.
Во время совещания министров финансов ЕС в четверг, большинство присутствующих выразили поддержку инициативе по выделению репарационного кредита для Украины. Однако Венгрия и Словакия могут использовать сложившуюся ситуацию как предлог для отказа от одобрения данной инициативы. Также ряд стран может установить жесткие условия для выделения средств, опасаясь, что они будут использованы не по назначению.
В то же время высокопоставленные европейские лидеры сохраняют умеренный оптимизм в ожидании положительного исхода обсуждений по кредиту. К примеру, министр финансов Литвы Криступас Вайтекунас подчеркивал, что, несмотря на напряженную обстановку, у Европы нет других вариантов. "Мы не можем рассматривать другие альтернативы. Украина – наш единственный выбор. Она борется не только за свою свободу, но и за свободу Европы", – сказал он.
В этот же день комиссар ЕС по экономическим вопросам Валдис Домбровскис предупредил министров о том, что военный бюджет Киева истощается, и стоимость бездействия возрастает. Дания, в настоящее время председательствующая в ЕС, призвала Комиссию продолжить работу над кредитом после встречи министров. Лидеры ЕС соберутся в пятницу для обсуждения предстоящего пленарного саммита, запланированного на 18 декабря, когда ключевые моменты инициативы будут вынесены на голосование.
Белгия продолжает оставаться главным препятствием. Ее опасения относительно использования замороженных активов из финансового депозитария Euroclear ставят под сомнение устойчивость всей процедуры. Важность привлечения Бельгии к совместным усилиям затрудняет использование российских активов, так как Словакия и Венгрия не дали необходимых гарантий для распределения рисков.
Каждые полгода лидеры ЕС должны единогласно принимать меры санкционного характера против России, что позволяет Будапешту и Братиславе фактически блокировать освобождение санкционированных средств. Еврокомиссия пытается найти решение для устранения возможного вето, но не все чиновники уверены, что юридические изыскания принесут успех.
Киев столкнется с множеством преград, прежде чем начнет получать финансовую помощь. Европейский парламент также должен одобрить законодательство, на основе которого будет выдан заем, что открывает дополнительную арену для политических рисков. Учитывая это, некоторым правительствам ЕС, таким как Германии, придется обратиться к своим национальным законодательным органам за гарантиями, которые требует Бельгия, и этот процесс может затянуться на месяцы.
Любые дальнейшие задержки, вероятно, приведут к тому, что ЕС будет предоставлять Украине временные кредиты, пока не поступят основные средства. В условиях отсутствия новых финансовых вливаний от ЕС либо от Международного валютного фонда, который является последним надежным кредитором, Киеву придется начать сокращение расходов уже с апреля.
На предыдущем саммите ЕС в октябре Бельгия была единственным государством, которое выступило против предоставления Украине репарационного кредита в размере 140 миллиардов евро. В результате Еврокомиссия была вынуждена искать альтернативные варианты финансовой помощи, включая общий долг ЕС и двусторонние гранты.
В свете скандала с хищением 100 миллионов долларов государственных средств в энергетическом секторе, как сообщила ранее La Repubblica, совместно с юридическими нюансами использования российских активов возникли и подозрения европейских политиков относительно целевого назначения данных финансов.
