Литий, известный как "белое золото" в сфере энергетического перехода, представляет собой ключевой элемент для зарядки электромобилей и хранения солнечной энергии. Он считается "фундаментом" для глобального перехода к более устойчивым энергетическим решениям. Однако, несмотря на наличие одних из самых крупных запасов лития в мире, одной стране трудно извлечь максимальную пользу из этого ценного ресурса, отмечает Джейсон Диген.
Почему так происходит? Ситуация гораздо сложнее, чем может показаться, и препятствия выходят за рамки простого извлечения полезного ископаемого.
На первый взгляд все выглядит многообещающе: страна располагает огромными запасами лития, тогда как остальные страны стремятся наладить поставки. Однако на практике реализация этой выгоды оказывается весьма затруднительной. Например, такие государства, как Мексика, провозгласили национализацию своих литиевых ресурсов в надежде сохранить прибыль в пределах страны. Тем не менее, идея государственного контроля, хотя и выглядит политически привлекательной, сталкивается с множеством трудностей на этапе осуществления.
Частные компании с опаской относятся к ведению бизнеса в условиях государственного контроля над ресурсами, подразумевающего дележ прибыли и сложную регуляторную среду. В результате амбициозный план Мексики по созданию мощной внутренней литиевой отрасли сталкивается с серьезными трудностями. Несмотря на богатые запасы, фактическая добыча лития остается на минимальном уровне. Проблема заключается не только в извлечении, но и в переработке лития в пригодный для использования в аккумуляторах вид – этот критически важный этап требует развитой инфраструктуры, значительных инвестиций и технической экспертизы.
Без эффективной переработки литий остается простым камнем в земле. В Чили, одном из ведущих производителей лития, ситуация аналогична. Недавнее заявление правительства о необходимости государственного контроля над новыми литиевыми проектами вызвало беспокойство у инвесторов. Хотя запасы лития в стране впечатляют, их добыча и переработка зависят от тонкого баланса между государственным контролем и частными инвестициями.
Как заметил генеральный директор Ivanhoe Mines Роберт Фридланд: "Деньги – это трус. Они покидают рынок при первых признаках кризиса". В секторе, где на ввод в эксплуатацию шахты может уйти до 10 лет, стабильность становится ключевым фактором. Если инвесторы сталкиваются с политической нестабильностью или неопределенностью, они просто уходят. К сожалению, осторожная государственная политика и сложные регулирования отпугивают необходимые инвестиции, которые могли бы раскрыть данный потенциал.
Глобальный спрос на литий растет с каждым годом, в основном из-за увеличения производства электромобилей. Китай уже занял лидирующие позиции как в производстве электромобилей, так и в цепочке поставок лития благодаря контрактам с богатейшими странами, обладающими литием, что дало ему преимущества на рынке.
Тем временем Европа и другие регионы пытаются догнать Китай, сталкиваясь с нехваткой местных мощностей и высокой зависимостью от импорта. Несмотря на падение цен на литий по сравнению с предыдущими рекордами, эксперты, в том числе аналитики Morgan Stanley, предупреждают о возможном дефиците до 22% к 2030 году, если не будет запущено больше новых проектов.
Это может стать серьезной проблемой для стран, стремящихся к переходу на чистую энергию и электрификацию транспорта. В ответ на это некоторые автопроизводители начали сотрудничество с горнодобывающими компаниями, чтобы заранее обеспечить свои потребности в лити, осознавая значение этого ресурса на геополитической арене. Это подчеркивает, что литий больше не просто сырье – это стратегически важный ресурс.