Если сделать в 3D- анимации кластерный анализ достопримечательностей Киева, то множество звездочек закружится на улице Банковой и соседних с правительственным кварталом улицах. Только в Киеве на одной и той же улице можно приобщиться к множеству тайн – то ли дома Ковалевского (с комнатой-купе), то ли дома Городецкого с крокодильчиком на пандусе, дома "плачущей вдовы". Одним из самых интересных в этом скоплении архитектурных жемчужин остается дом предпринимателя Либермана, также известный как "Пряничный домик", расположенный по адресу: ул. Банковая, 2. Сейчас там находится Союз писателей Украины.

История этого дома такова. Первоначально в 70-х гг. ХІХ века городская усадьба принадлежала Федору Трепову, бывшему градоначальнику Санкт-Петербурга. Однажды в него стреляла революционерка-террористка Вера Засулич (позднее была оправдана судом присяжных), после чего Трепов решил уехать из Петербурга, пожертвовал большую сумму Выдубицкому монастырю, купил земельный участок и перебрался в Киев. По проекту архитектора Владимира Николаева в 1879 г. для Трепова был построен дом. Улица, на которой он расположился, тогда называлась Царедарской, потом Треповской, впоследствии Банковой, Банковской, в советское время – Орджоникидзе, а затем вновь Банковой.

В 1896 г. наследник Федора Трепова продал участок с домом купцу 1-й гильдии, богатейшему сахарозаводчику Симхе Ицковичу Либерману. Новый владелец предложил В. Николаеву перестроить здание. Об архитекторе говорили: "Если собрать вместе все дома, то окажется, что он построил целый город", и это правда. Многие постройки В. Николаева сохранились в современном Киеве. Это здание филармонии на Европейской площади, корпус "Охматдета", памятник Б. Хмельницкому, Покровский монастырь и другие. Особенностью проектов можно назвать красоту и функциональность, которые создавались при небольших бюджетах, ведь многие здания были возведены для благотворительных целей. Плодотворная деятельность архитектора единственный раз дала трещину (в прямом смысле слова): когда стена алтаря Николаевского собора треснула, архитектор покончил с собой.

Но вернемся на Банковую. Здесь о малом бюджете речь не шла. Дом был задуман как роскошная резиденция большой семьи Либерманов: четы хозяев, их двух сыновей, дочери, внуков. При этом в первом этаже находилась контора предпринимателя – кабинеты управляющих трех сахарных заводов, бухгалтерия. Снаружи дом напоминал дворец в стиле неоренессанс в миниатюре, а внутри был обставлен неимоверно расточительно. До наших дней сохранились 17 голландских изразцовых печей, "родные" дому дверные ручки, запоры окон, лепнина, позолота, цветные металлы, драгоценные камни, кованый металл лестниц с инициалами владельца, частично сохранилась аутентичная мебель, соответствовавшая убранству комнат.

К центральному входу и сейчас ведут пандусы для въезда карет, по бокам усадьбы – калитки, во дворе все необходимые хозяйственные постройки (сохранились частично или в перестроенном виде): экипажный сарай, конюшня, кирпичный ледник, амбары, дровяники. Надо сказать, что чертежи и фотографии проекта можно увидеть в Музее истории Киева. Также можно записаться на экскурсию в выходные дни на сайте туристических компаний или музея. Нужно только иметь при себе паспорт. О доме пишут известные киевоведы О. Друг, Д. Малаков, В. Алешин, М. Кальницкий, В. Ковалинский.

Владелец и архитектор при построении здания использовали инновации. В конце ХІХ – начале ХХ вв. в Киеве домов с паровым отоплением было очень мало, но технология эта считалась весьма перспективной. Паровая система отопления низкого давления была сконструирована и, быстро развиваясь, стала вытеснять своей простотой паровую систему высокого давления, воздушную и даже водяную системы. Правда, из-за своей дороговизны она была доступна только богатым домовладельцам. Паровое отопление устанавливалось в Политехническом институте, позже в Оперном театре, в дорогих отелях и дорогих жилых домах. Изразцовые голландские печи дома Либермана не топились, в них были скрыты трубы отопления, как и в стенах (будьте готовы к тому, что во время экскурсии отопление в целях экономии может быть отключено). А цветная структурная отделочная плитка на печах была изготовлена индивидуально, с нанесением объемных смысловых картин, дополнена в некоторых местах изображением семейного дерева Либерманов.

При всей роскоши дома семья вела очень скромный образ жизни, почти замкнутый. Симха Либерман был глубоко религиозным человеком. Иудейские символы и знаки на лепнине стен, потолков и печей встречаются повсюду в доме. Во многих комнатах на потолке в роскошном обрамлении резьбы, позолоты, светильников расположено т. н. "Всевидящее око" – мистический символ, который означает защиту от дурного взгляда.

Симха редко покидал дом, даже во время религиозных праздников. Поэтому прямо в доме была молельня и другие священные для иудея уголки. С этим связана тайна дома, которая открылась уже в наше время, когда в здании обосновался Союз писателей.

Члены союза сетовали на одну холодную комнату, в которой проходили совещания. Однажды прямо во время собрания в этой комнате обвалился потолок. Стало ясно, что потолка, как такового, там не было, а только бамбуковые перекрытия! Так было задумано владельцем дома в конце ХІХ века. С. Либерман не хотел покидать свой дом даже в праздник суккот, когда иудею полагается 7 дней есть, пить и спать только в "сукке" – шалаше. Каждый год осенью в этой комнате дома Либерманов на неделю раздвигались бамбуковые перекрытия, и семь дней семья принимала пищу и ночевала под открытым киевским небом.

Шли годы. Трагически закончилась жизнь семейства Либерманов. Сам хозяин скончался в 1918 г. Сына предпринимателя убили деникинцы прямо на улице недалеко от дома. Об этом писала газета "Киевлянин" весной 1919 г.

B апреле 1918 г. военное министерство Украинской Народной Республики реквизировало почти все помещения особняка, а немецкие власти заняли особняк Либермана со стороны ул. Институтской. Вскоре особняк был занят контрразведкой штаба Киевского военного округа, находившийся неподалеку на Банковой, 9. В апреле 1919 г., уже при большевиках, в здании обосновался Киевский военно-окружной комиссар, в 1922-1923 гг. здесь располагалась военная цензура, в конце 30-х – комиссариат пропаганды и агитации им. Сталина. Уже после войны в изящное здание въехал Комитет по вопросам искусств при Совете министров УССР.

Были в особняке и мирные "постояльцы", как то детская консультация "Охматдета" и детский сад для детей безработных им. Н. Крупской. Примерно в это время (в середине 20-х гг.) родильный дом на 30 мест и консультация для матерей расположились в зданиях бывшей больницы для чернорабочих, построенной в 1891 г. по проекту все того же архитектора В. Николаева на средства выдающегося предпринимателя и мецената Николая Терещенко. В систему "Охматдета" 20-х гг. входили детские лечебницы, молочные кухни, дома малюток, консультации. Вот такая консультация и размещалась в доме Либермана.

Здесь же летом 1934 г. после переезда столицы УССР в Киев разместился Совнарком Украинской республики. Тогда же над входом в здание разместили герб советской республики, который провисел аж до середины 1990-х гг.

А с 1950-х гг. в "Пряничном домике" работает Союз писателей. Благодаря им на стенах дома появились портреты украинских писателей. Советские писатели любили "заседать" в кафе "Эней", что находилось в полуподвале дома. Стены кафе были расписаны сюжетными сценками из поэмы Ивана Котляревского "Энеида". Автором росписей был известный художник Анатолий Базилевич. Правда, сейчас "Эней" утратил былую популярность, но на территории усадьбы работает современный ресторан.

Главные посетители усадьбы Либермана сегодня – это люди, которые любят Киев, интересуются его историей и ходят на экскурсии. А еще киевляне приходят сюда в память о грозных событиях зимы 2014 г. на улице Институтской.

Все фото - из "Живого журнала" Ярослава Кузнецова