Удары украинских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам России привели к возникновению серьезного топливного кризиса в стране. В целях борьбы с этой проблемой Москва ограничила или полностью запретила экспорт бензина и дизельного топлива. По данным "Радио Свобода", аналогичные меры вызвали дефицит топлива и подъем цен в нескольких республиках Центральной Азии, которые по-прежнему зависят от российских поставок.
Таджикистан, страна, практически полностью зависящая от импорта топлива из России, понесла один из наибольших убытков. Несмотря на то, что Таджикистан является стратегическим партнером России, цены на топливо в этой самой бедной стране региона значительно возросли после введения ограничений на экспорт энергоресурсов этим летом. В настоящее время литр бензина там стоит около 1,30 доллара — самый высокий уровень в Центральной Азии. В связи с этим многие такси и общественный транспорт Душанбе начали использовать сжиженный природный газ или электроэнергию.
Прогнозируется, что к концу года годовой импорт бензина из России в Таджикистан составит 500 000 тонн, что больше чем в 2024 году, когда этот показатель достигнет 451 000 тонн. Кыргызстан же импортирует свыше 90% своего бензина и дизельного топлива из Российской Федерации. В качестве члена Евразийского экономического союза Казахстан защищен от российских экспортных запретов, но с начала лета сталкивается с повышением цен, задержками в поставках и временными дефицитами топлива.
Экономист Нургуль Акимова отмечает, что в краткосрочной перспективе реальные альтернативы российским поставкам почти отсутствуют, и все возможные замены потребуют таких инвестиций в инфраструктуру, что будут дороже текущих поставок.
Узбекистан, направляясь в сторону уменьшения зависимости от России, также импортирует бензин и дизельные горючие продукты по контрактам с российскими компаниями. При этом там увеличивается импорт топлива из Казахстана и Туркменистана, чтобы предотвратить чрезмерную зависимость от Москвы. Хотя Узбекистан располагает значительными запасами нефти, нехватка инфраструктуры не позволяет увеличить добычу. В этом году она составила всего около 63 000 баррелей в день.
Казахстан, обладая большими запасами энергоресурсов и технологиями переработки, сейчас самодостаточен в энергетическом плане. Он производит около 14 миллионов тонн нефтепродуктов в год, что является наибольшим показателем в Центральной Азии, и дополнительно импортирует 1,2 миллиона тонн из России. Однако сбои в работе российской нефтеперерабатывающей сети вынудили Казахстан ввести запрет на экспорт нефтепродуктов и предпринять серьезные меры для борьбы с трансграничной контрабандой, чтобы избежать дефицита.
Ситуация в Туркменистане выглядит более стабильной благодаря большим запасам нефти и газа, а также строгому контролю государства над добычей. Именно этот контроль помог обеспечить относительную стабильность на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, Туркменистан является единственной страной в регионе с избытком энергоресурсов. В начале октября власти страны сообщили, что производственные показатели бензина и дизельного топлива за первые девять месяцев ИМ 2025 года превысили запланированные результаты, составив около 275 000 баррелей сырой нефти в день.
Тем временем в России продолжается кризис с бензином, вызванный атаками украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Проблемы с поставками топлива фиксируются более чем в десяти регионах, что затрагивает даже европейскую часть страны.
Экспорт дизельного топлива из России достиг рекордно низкого уровня с 2020 года из-за постоянных атак на нефтеперерабатывающую инфраструктуру. В ответ на сложности российские нефтеперерабатывающие заводы ожидают многомиллиардные субсидии, которые должны быть сохранены даже в случае роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо выше так называемых "пороговых значений", установленных правительством.