Объем торговли между Россией и Китаем за три квартала 2025 года составил 163,6 миллиарда долларов, что является снижением на 9,4% по сравнению с тем же периодом 2024 года. В то же время Москва продолжает увеличивать свою зависимость от Пекина, согласно отчету Службы внешней разведки Украины (СВР).
В 2025 году экспорт Китая в Россию уменьшился на 11,3%, составив 73,6 миллиарда долларов. Параллельно упали и российские поставки в Китай на 7,7%, достигнув 90 миллиардов долларов. Основной причиной снижения торговых объемов стало удешевление энергетических ресурсов. Специалисты СВР сообщают, что стоимость энергетического экспорта из России в Китай снизилась на 18,9% (или на 14 миллиардов долларов) за период с января по сентябрь. В частности, экспорт нефти отмечает падение на 8,1% в физических объемах и на 21% в денежном эквиваленте из-за снижения цены на нефть марки Brent.
Кроме того, разведка сообщила о перенасыщении российского рынка китайскими автомобилями. После рекордного объема поставок в 2024 году спрос на них упал на 56%. Логистические сбои также добавили давление на торговлю: на границе с Казахстаном образовались большие очереди грузовиков, а стоимость перевозок возросла: железнодорожные тарифы увеличились на 25% (до 5 тысяч долларов), а автоперевозки подорожали на 35% (до 15 тысяч долларов за фуру).
Дополнительно, определенные морские операторы, такие как CStar Line из ОАЭ и STF Shipping из Китая, сократили количество рейсов в порты России из-за финансовых трудностей. В СВР подытожили, что зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей и металлов, большая часть которых идет в Китай, делает эту экономику всё более уязвимой к колебаниям спроса на китайском рынке и усиливает влияние Пекина.
По данным Reuters, китайская нефтяная компания Yanchang Petroleum, известная как постоянный покупатель российской нефти, отказалась от покупки "черного золота" на своем последнем тендере на период с декабря по середину февраля. Yanchang способна перерабатывать 348 000 баррелей нефти в день и является одним из крупнейших перерабатывающих заводов в Китае, с правом на ежегодную импортную квоту в 3,6 миллиона тонн (или 26 миллионов баррелей).
