16 февраля в Верховной Раде политический кризис перешел в новую и наиболее острую фазу развития. В тот вечер в сессионном зале был момент, когда все участники политической игры выложили карты на стол. И мы, как и все депутаты, увидели, у кого были козыри, кто блефовал, а кто просто шулер. Вот вам и "гідність".
На самом деле нам показали "загадочное" действо, почти мистическое. Чиновники, прямо причастные к обвалу экономики и жизненных стандартов украинцев, за наш же, налогоплательщиков, счет произносили вслух всем до боли знакомые колдовские мантры: реструктуризация госдолга, дерегуляция, прозрачные госзакупки и прочее, прочее. И подводили нас к мысли, что нынешняя экономическая политика Кабмина правильная, обсуждению и корректировке не подлежит.
Поэтому нам лучше всего сосредоточиться на дне сегодняшнем, т.е. на тактике. В этом ключе звучали особенно блистательные предложения от "Народного фронта" и "Оппозиционного блока". В частности, ими же был под шумок принят и закон о начале масштабной приватизации. Иными словами, набор кабминовских рецептов остается прежним – приватизация доходов и социализация расходов. Это и есть их козыри в борьбе с экономическим кризисом в Украине.
Судя по всему, это хватание за соломинку. Глава правительства Арсений Яценюк с завидным упорством не оставляет попыток успокоить население и народных депутатов. Хотя до сих пор слишком много проблем накопилось в украинской экономике из-за действий или бездействия Кабмина и НБУ. И не похоже, что они будут решаться ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективах. Правда, теперь, возможно, до наших министров начнет доходить, что происходит с банковской системой и экономикой в целом? Ведь активно продолжается процесс ликвидации неплатежеспособных банков, плюс банкротств - все больше и больше, а недостаточная денежная масса как раз приводит к дополнительным банкротствам еще и производств. На украинском рынке пока еще работает 119 банков. По последним данным НБУ на 1 октября 2015 года, капитал меньше 300 млн гривен имеют 76 из них. Следовательно, на отечественном рынке могут остаться лишь 43 коммерческих банка, об этом сообщает DW.
Точечная помощь отдельным предприятиям, безусловно, не дает желаемого эффекта; надо думать, как помочь экономике Украины в целом. Лично я в такой кризисной ситуации не перегружал бы предприятия налогами. Наоборот, предложил бы ввести для "точек" роста в реальном секторе экономики на определенное время некий мораторий, и уж точно на острый период кризиса снизил бы налоговые ставки. К чему это должно привести? Прежде всего, к оживлению экономики, что в конечном итоге приведет к большему объему налоговых поступлений в бюджет, сохранению рабочих мест и повышению потребительского спроса. Об этом как раз и говорили ряд народных депутатов.
И чтобы не отмечали защитники премьер-министра, а жизнь показывает, что Кабмину Яценюка никак не удается создать такую ситуацию, когда будет выгодно инвестировать в экономику Украины. Кое-что для этого делается, но этого недостаточно. Почему? Дело в том, что сегодняшнее ручное управление нельзя никак признать эффективной экономической политикой. Ведь у нас правила игры могут легко поменяться с сегодня на завтра. Например, поразмышляли на заседании Кабмина, решили срочно решить какую-то проблему – тут же поменяли правила игры. Естественно, бизнесу, особенно иностранному, очень тяжело приспосабливаться к такого рода действиям правительства. Поэтому деньги инвесторов не приходят к нам, а, наоборот, последние уходят с нашего рынка. Такие безумные вещи впредь делать нельзя.
И, наконец-то, мы узнали ответ на ключевой вопрос, быть или не быть в 2024 году масштабной приватизации в Украине? Теперь мы точно знаем, - быть! Ведь 16 февраля Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №2319а-д, который необходим для запуска процесса масштабной приватизации в Украине. Однако, как известно, после массовой приватизации в лихие 90-е годы несколько "семей" сумели превратить наше государство в инструмент глобального бизнеса, т.е. государство стало служить их бизнесу. Соответственно, как на дрожжах, выросло пару десятков долларовых миллиардеров. И это была даже не бизнес-идея, а такой вот их смысл существования среди бедного населения. Интересно, кто теперь в Украине допускает, что вдруг после новой и более мощной волны приватизации у ребят "наверху" кардинально изменится этот смысл существования? И они вдруг займутся модернизацией еще советских производств и начнут строить инновационную экономику?
Да, политика и бизнес живут по разным законам. Не сомневаюсь, что с этим согласятся многие наши министры. К тому же именно предприниматель является неким буфером между властью и народом, ибо он знает нужды рынка и рискует больше других, вкладывая свои деньги в бизнес-проекты. Однако наш Кабмин, сотканный преимущественно из политиков, с завидным упрямством продолжает действовать по принципу: "Чем хуже предпринимателю, тем лучше для политика". Поэтому и имеем такой антирекорд: 2/3 населения - за чертой бедности. И это еще не вечер.
Неужели эти события в Верховной Раде ничему нас так и не научат? Неужели люди не изменятся? Неужели граждане на коллективном уровне останутся неразумными, по-прежнему разумными будут только на индивидуальном уровне? А может быть именно так и хотели нас организовать? И теперь наше общество либо выживет, преобразовавшись и изменившись, либо увы… А в это время на улице уже экономическая паника и эпицентр этой паники всем известен – это валютный рынок, рождающий все новые и более мощные волны девальвации гривны и инфляции. И, похоже, "веселуха" только началась. Да, 16 февраля в Верховной Раде мы стали невольными свидетелями больших политических игр с украинским народом. Но, думаю, политики заигрались!
Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@Поток.ua.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции