Нефтеперерабатывающим предприятиям Индии и Китая потребуется значительно увеличить закупку нефти с Ближнего Востока, из Африки и Америки. Это приведёт к повышению цен и затрат на перевозку в условиях введения новых санкций против России. Как сообщает Reuters, 10 января Министерство финансов США установило ограничения на деятельность российских нефтедобывающих компаний "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз", а также на 183 танкера, осуществлявших перевозки российской нефти.
Множество из этих танкеров использовалось для транспортировки нефти в Индию и Китай, поскольку западные ограничения и потолок цен изменили направление торговли российской нефтью на Азию вместо Европы. Кроме того, некоторые из танкеров также перевозили нефть из Ирана, который также находится под санкциями.
Экспорт российской нефти существенно пострадает от новых ограничений, которые вынудят китайские НПЗ снизить объемы переработки. Среди судов, оказавшихся под новым давлением санкций, 143 танкера, которые в прошлом году перевезли более 530 миллионов баррелей российской нефти, что составляет примерно 42% от общего объема морского экспорта. Из этого объема около 300 миллионов баррелей пришлись на Китай, а основная часть остальной нефти была отправлена в Индию.
"Эти санкции значительно уменьшат количество доступных судов для транспортировки нефти из России в краткосрочной перспективе, что, в свою очередь, приведет к росту фрахтовых ставок", – отметил ведущий аналитик по грузовым перевозкам компании Kpler Мэтт Райт.
По словам одного из трейдеров из Сингапура, за последние 12 месяцев эти танкеры суммарно поставили в Китай около 900 000 баррелей российской нефти в сутки.
В первые 11 месяцев 2024 года импорт российской нефти в Индию увеличился на 4,5% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,764 миллиона баррелей в сутки, что составляет 36% от общего объема индийского импорта. Объём китайского импорта, включая поставки по трубопроводам, за тот же период увеличился на 2% и составил 99,09 миллиона метрических тонн, или 20% от общего импорта.
Китай в основном импортирует российскую нефть марки ESPO, которая продается по ценам выше установленного предела, в то время как Индия преимущественно приобретает нефть марки Urals. Аналитик Vortexa Эмма Ли считает, что экспорт смеси российской нефти ESPO Blend может полностью остановиться при строгом соблюдении санкций, однако многое будет зависеть от того, отменит ли избранный президент США Дональд Трамп эмбарго и признает ли Китай эти санкции.
Новые ограничения подтолкнут Китай и Индию к поиску дополнительных источников поставок с Ближнего Востока, из Африки и Америки. Спотовые цены на эти сорта нефти уже возросли в последние месяцы в результате увеличения спроса со стороны Китая и Индии на фоне снижения и удорожания поставок российской и иранской нефти.
Вашингтон объявил о широком пакете санкций против Москвы, охватывающем более 400 физических лиц и организаций в экологическом секторе России, которые напрямую или косвенно обеспечивают финансирование российской военной деятельности. Под новые ограничения попадают также российские нефтяные, газовые, буровые и страховые компании, а также их руководство.
Важно отметить, что 8 января стало известно о падении морского экспорта сырой российской нефти до минимальных значений с августа 2023 года.
