Российско-китайская торговля впервые с момента начала конфликта в Украине начала демонстрировать снижение объемов. Об этом сообщает The Moscow Times со ссылкой на Антона Алиханова, министра промышленности и торговли России. "В этом году мы отмечаем определенное сокращение во взаимной торговле", — отметил он.
Согласно данным Китая, в период с января по июль товарооборот между странами сократился до 125,8 млрд долларов, что составляет снижение на 8% по сравнению с прошлым годом, после резкого роста почти в два раза за последние три года.
По итогам первых шести месяцев года Китай значительно сократил закупки большинства ключевых сырьевых товаров из России. В частности, объем поставок нефти снизился на 11%, составив 49,11 млн тонн, а поставки нефтепродуктов упали на 28%, сократившись до 5,51 млн тонн. Поставки сжиженного природного газа (СПГ) уменьшились на 13%, составив 3,22 млн тонн, тогда как поставки древесины и угля снизились на 10%. Также наблюдается снижение поставок из Китая в Россию на 9%, причем поставки автомобилей упали на 61%.
Основными причинами для сокращения объемов торговли эксперты называют санкции, а также насыщение российского рынка китайской продукцией, по крайней мере, в некоторых сегментах. Дополнительно, снижение спроса со стороны Китая на российские товары, особенно нефть, создает дополнительные трудности для бюджета Кремля, поскольку доходы от энергоносителей играют ключевую роль в финансировании федеральной казны.
Согласно данным Министерства финансов России, с января по июль нефтегазовые доходы бюджета сократились на 18%. При этом в мае, июне и июле падение доходов достигало около 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Российские аналитики полагают, что ожидать бурного роста торговли с Китаем не следует. Вместе с тем они отмечают, что доля "высокотехнологичной и инновационной продукции" во взаимной торговле может вырасти.
Недавно УНИАН сообщила, что впервые с начала 90-х годов в Россию снова вернулись бартерные сделки. Проблемы с расчетами, возникшие на фоне военных действий в Украине, подтолкнули китайские компании к поиску стали и алюминиевых сплавов для обмена на двигатели.
Ранее западные СМИ также упоминали, что значительная часть торговли между Китаем и Россией осуществляется через пограничный пункт Маньчжоули, который является важной транспортной артерией на границе двух стран.
